Гемосорбция

Плазмаферез  широко и успешно используется и в настоящее время, особенно при острых ситуациях. Вместе с тем, специфичностью этот метод не обладает.
Следующие в пирамиде специфичности методы, основанные на принципах фильтрации, осаждения или ионообменной хроматографии.

Гемосорбция — это метод очищения крови вне организма посредством прямого контакта крови с сорбентом.

По характеру сорбента, гемосорбция может быть:

• неселективной
  • полуселективной
  • селективной

Разница методов плазмафереза и гемосорбции — заключается в процедуре и в эффектах, оказываемых на организм. Если плазмаферез обладает выраженным эффектом воздействия на функции иммунитета и нормализации текучести крови, то гемосорбция большим эффектом детоксикации. В зависимости от фильтра мы можем удалять выборочно такие вещества как: протеолитические ферменты, иммунные комплексы, иммуноглобулин Е, например, при аллергиях, бронхиальной астме, избыток мочевины, креатенина, билирубина, холестерина и др.

Особенно отчетливо эффект гемосорбции проявляется при отравлении алкоголем либо продуктами его метаболизма, что проявляется в ультрабыстром устранении главных симптомов отравления — общего дискомфорта, головной боли, вегетативных расстройств (тошнота, головокружение).

Техника проведения гемосорбции

Процедура проводится в положении пациента лежа на спине. Кровь по системе прокачивается с помощью насоса через колонку. После прохождения колонки с сорбентом кровь по таким же магистралям возвращается в кровеносное русло пациента. За сеанс через колонку пропускают 1-2 объема циркулирующей крови (6-9 литров), что занимает около 1-2 часов. В процессе проведения процедуры врач осуществляет постоянный мониторинг состояния пациента во время сеанса, включающий отслеживание основных показателей гемодинамики – пульса, давления, насыщения крови кислородом.

Токсичные вещества, как правило, равномерно распределены между кровяным руслом и тканевой жидкостью (которой в организме на порядок больше крови), и при удалении токсинов из крови, начинается их миграция из тканевой жидкости в кровяное русло. В связи с этим, считается, что ограничиваться одним сеансом гемосорбции бессмысленно. Как правило, проводят 5-6 сеансов ежедневно или через день.

Подготовка к гемосорбции

Любые манипуляции, сопровождающиеся забором крови или ее компонентов, являются серьезным вмешательством в жизнедеятельность организма человека. Недаром одним из терминов, которым называется группа методов, включающих плазмосорбцию, является «гравитационная хирургия крови». Поэтому в качестве подготовки к курсу гемосорбции должно быть проведено всестороннее общеклиническое обследование пациента, в обязательном порядке включающее полное лабораторное обследование системы гемостаза — общие и биохимические показатели крови, состояние свертывающей и противосвертывающей систем.

Показания и противопоказания к гемосорбции

Показания к гемосорбции идентичны таковым при плазмаферезе и очень обширны (более 200 заболеваний). Выбор метода эфферентной терапии остается за врачом, который ориентируется прежде всего на характер патологии, и на то, какие предположительно вещества должны быть удалены из крови. Хотя с появлением селективных сорбентов, граница между вариантами плазмафереза и методами гемосорбции постепенно стирается.

Абсолютных противопоказаний к применению гемосорбции, как и других методов эксракорпоральной детоксикации, практически нет. Стоит отметить только продолжающееся обильное кровотечение.

Относительными противопоказаниями являются:

• гипопротеинемия (низкое содержание белка в плазме крови);
  • нестабильность гемодинамики (низкое артериальное давление, различные нарушения ритма и проводимости сердца);
  • высокий риск кровотечений при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
  • месячные;
  • острые инфекционные заболевания.

Осложнения гемосорбции

При грамотно проведенной процедуре серьезных осложнений не отмечается. Отрицательное влияние на организм контакта крови с сорбентом изучено недостаточно, но проведенные к настоящему времени исследования значимых побочных эффектов не выявили.